Полезная информация о Ката в каратэ
Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в
глубину веков. Они зародились еще в средневековье. Hо существует нечто,
что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним
настоящим. И это звено технически и духовно называется КАТА. Ката, в
переводе с японского "форма" или "образ", - представляют собой
технические комплексы приемов традиционного каратэ. Причем ката в
первозданном виде почти не осталось.
Многие из ката были модифицированы известными мастерами, некоторые
воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все
мастера различных стилей каратэ всегда придавали и придают изучению
формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката
заложены все основные принципы боевых искусств. И каждый стиль в каратэ
имеет свои ката, которые отражают его особенности. Ката - это, в
какой-то степени, история боевого искусства, которое нужно уметь
понимать, чтобы постичь его сущность. Раньше ката называли "бесконечные
сокровища", так как рассматривали как настоящие ключи для познаний.
Можно представить каратэ-до как начальный путь. И тогда получается, что
ката - это самое главное, из всего того, что есть в каратэ, так как
ката по своей сути - не только набор разнообразных движений, но также и
генератор определенного состояния. Каратэ-до просто невозможно
представить себе без существования ката. Ката - это широчайшее поле
деятельности для любого человека, независимо от его физического
состояния и возраста, которое он может перепахивать всю свою жизнь.
Основатель сито-рю Кэнва Мабуни писал: "Самое важное в каратэ - это
ката. В них собраны воедино приемы защиты и нападения. Поэтому
необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его
правильно. Кое-кто полагает, что можно практиковать только спарринг,
игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному
прогрессу в каратэ". Рассмотрим теперь, что же такое ката? В первую
очередь ката - это воображаемый бой с тенью. Начинается ката всегда с
приветствия, после которого каратист встает в позицию "йой" (позиция
готовности). Затем он начинает исполнять последовательность технических
элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты
наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои действия "киай".
Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратист возвращается в
позицию "йой".
Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим
подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на
агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на
главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и
медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения
ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное
дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с
каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме.
Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась. В
каратэ существует большое количество различных ката, но только около
сорока из них действительно оригинальны, другие являются только
вариантами стилей. Хэйан, тэкки, канку, бассай, ганкаку, эмпи, хангэцу,
дзион - все это виды различных ката.
Технически ката отражают характеристики стилей, к которым они
относятся: существуют ката быстрые, молниеносные, или медленные,
основывающиеся на внутренней энергии. Некоторые ката являются смесью
многих стилей; В основном, все ката произошли из старинных школ серин и
серэй окинава-тэ. Отдельные древние ката происходят с XVII века, когда
они были китайскими формами кунг-фу и назывались ТАО. Позже ката были
завезены на Окинаву китайскими торговцами и военными. Отличительные
особенности ката различных школ содержат последовательности
разнообразных движений стиля, к которому они относятся. Существуют ката
для начинающих, где все движения предельно простые и ясные, для
подготовленных каратистов, когда уже необходимо выполнять более сложные
технические элементы и их соединения (т.е. уже нужно совершенствовать
свою технику), и, наконец, высшие ката, к которым подходят только после
долгих лет обучения, так как их движения уже наполнены глубоким
внутренним содержанием. Это наиболее интересный уровень, здесь каждый
шаг имеет свой собственный неповторимый смысл. И для осознанного
исполнения таких ката необходимы долгие годы упорных тренировок.
Сейчас, в наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или
меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей,
практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к
переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое
неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания,
передаваясь от учителя к ученику, широко не распространялись.
Естественно, чисто формальное исполнение движений такого ката без
внутреннего содержания не могло иметь никакого эффекта.
Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только
исполнять их четко и с условием, что они станут "твоими". Тогда прочие
ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как бы
ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он
бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката, если
тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно
и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то
независимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких
ожиданий.
|