Своим ученикам посвящаю.
Особые условия тренировок, особое состояние
тренированности.
Сегодня 29 апреля 2008 года я попал под дождь, и на мне не
было, что называется сухой нитки. Идя под дождем, я вспоминал свои тренировки в
особых условиях, и решил поделиться этим опытом с вами. Уверен что многим,
серьезно занимающимся боевыми искусствами, такой или подобный опыт знаком и те
чувства, эмоции и особое психологическое состояние. Но давайте я начну по
порядку. Когда мне было 15-16лет,вместе с другом мы начинали ,,изучать,, каратэ по двум
книгам, которые ему привез из загранки старший брат. Знаний у нас не было,
опыта тоже ну а книги с иероглифами, понимали как только могли. Но было
огромное желание постичь, что-то не известное, не понятное и загадочное из книг
с картинками и иероглифами. Не имея наставника и знаний, фильмов тогда тоже не
было. Нам приходилось включать всю свою фантазию и придумывать себе как должны
тренироваться в каратэ. Мы вкапывали в подвале под домом макивара
,,срисованную,, с книжки, занимались на крыше пяти этажного дома на закате
солнца и ходили по снегу зимой, закаляя свои ноги. Однажды весной мы надумали
бегать на городской пляж босиком, как настоящие каратисты (об этом я прочитал в
журнале ,,Вокруг света,,). Бежать мы решили рано, но еще раньше оказалось люди
едут на работу, рынок и еще куда-то. Глаза из автобусов и на остановках, просто
кричали - вы куда придурки? На пляже в момент, когда огромный красный диск
солнца висит над водой и еще не прогретый песок и воздух охлаждает вспотевшее
тело, начинаешь испытывать особое состояние, психологический подъем и что-то еще, не поддающееся описанию словами. Хочу обратить Ваше внимание, что
знаний не было и правильной информации тоже, но вот морально-психологически
были готовы к любым нагрузкам и испытаниям. Огромное желание и стремление
тренироваться. Примерно через год, через знакомого мы договорились о
тренировках в одной из школ города. Нам выставили два основных условия, мы
должны начинать тренировку после 23 часов и заниматься в темноте. У нас не было
выбора, и мы начали сои занятия в зале. После 15 минут разминки глаза привыкали
и легкий свет от лампы на улице, позволял даже работать в парах. Без приколов и
фишек конечно не обходилось, но мы старались держать слово о конспирации и
,,ржали,, тихо в самодельные кимоно, сшитых из папиных белых рубашек. Когда нас
попросили из зала, мы перебрались в подвал под соседним домом. Там было светло
и нежно пахло крысами, сыростью и много
пыли. Но это даже больше подстегивало к тренировкам и с еще большим усердием мы
взялись за изучение техники.
Отвлекусь не много, что же за технику мы тогда изучали? На
то время это было что то, или нечто, сверх серьезное и где то даже секретное. И
так что же? Базовый кихон 9-7 кю, и куски ката школы Окинава Годзю рю, из наших
книг (это я узнал, спустя много лет).
Сейчас эту технику изучают наши малыши, в первые месяцы
тренировок.
Я хотел рассказать об особых условиях тренировок, состояниях
которые их сопровождают и что же это дает. Рассказывать всю историю своего
становления тренером, это долго и не зачем, хотя и есть что.
Когда я уже работал профессионально как тренер, мне
предложили охранять чехословацкий Луна-парк. Я взял своего взрослого ученика и
мы начали работать.
Работать приходилось так, тридцать одна ночь (октябрь)
дежурств с 20:00 до 08:00 утра, на 9 часов у меня тренировка с младшей группой,
затем сон и обязательная тренировка дома над статикой и растяжкой ног, техникой
рук или что то еще, что можно выполнять в однокомнатной квартире, вечером
тренировки в зале с группой и опять на ,,Луну,,. Ночью мы по очереди ходили в
комнату где переодевались, там висел мешок и было пару штанг. Затем метали ножи
и сюрикены в дерево, разбивали доски и бутылки руками. Работали в кумитэ и
отрабатывали приемы. И все это, посреди ночного Луна–парка.
Было очень тяжело физически, но это были хорошие дни, дни
которые укрепляли мою волю и формировали тренерскую сущность.
Тренировки весной рано утром, летом в теплый и не долгий
дождь, на восходе или закате солнца. Ранней осенью в парке по свежо опавшей и
шуршащей листве. В туманное осенние утро, когда пахнет мокрой корой деревьев и
сырыми опавшими листьями. Когда ты один или с другом, учеником или
единомышленниками. В слабо освещенном зале или тесном помещении. Все это
придает особый эмоциональный окрас тренировкам, зажигает новые желания и
рождает смелые планы. Сложные условия или особые условия, необходимо
создавать и для своих учеников. Такие занятия иногда просто необходимы для них,
а особенно для тех кто еще не раскрылся, не проявил или не нашел себя. Для тех
кто угас или стал равнодушен к каратэ. Они не должны быть частыми, но должны
быть особыми, яркими и не обычными во всем.
Для взрослых когда-то было
придумано такое упражнение, для развития разных качеств в бою. На полу в углу
зала были разброшены маты, стулья и поставлены лавочки как препятствия. Много препятствий и помех для нормального поединка.Поединки проводились,
один на два и два на три, бились при слабом освещении и в полный контакт (на
тот период мы занимались рукопашным боем). Такие тренировки не были
регулярными, но они многое дали для приобретения нового навыка и психологической
подготовки.
Для объяснения шуто учи и принципа блокировки нашим детям, мы
использовали прямо на экзамене, неожиданно для всех сухие ветки. И как тест в
подтверждение своих знаний и правильной техники, ученики ломали ветки и палочки
не готовые к такой фишке психологически. И здесь состоялось рождение в них
уверенности в своих силах и знаниях. Потом много лет вспоминали, как все было
для них интересно и психологически трудно.
Мой опыт говорит что, особые условия и ситуации в
тренировочном процессе, иногда дают хороший эффект за короткий срок. Укрепляют волю и
настраивают на свершения, следующие испытания, и зажигают огонек в глазах и
сердце. А вот тепличные условия, портят учеников и уничтожают дух воина и суть
БУДО. Многое можно рассказать, ситуации и методы которые мы использовали.Но это будет по сути, об одном и том же, и не даст больше того, что я уже рассказал. Пора подвести итог моего
рассказа..Соль и суть состоит, в создании особого эмоционального и
морального фона, особой ситуации и условий тренировок. Иногда даже стрессовые ситуации и психологическое напряжение. Такие методы, дают толчок к прорыву, открытию новых качеств и укреплению желания тренироваться. Особые ситуации запоминаются под воздействием особых факторов и эмоций, восприятие информации происходит на другом уровне.
Думаю что многие поняли, о чем я говорил, и не нуждаются в
подробном пояснении, и продолжении моего рассказа.
Ты не умеешь, это не страшно!
Страшно что ты не умеешь хотеть!
Лист вырос на ветке, оторвался и упал. Он
умер.
Ты тренировался и
взлетел, забыл на ком ты вырос? Ты тоже умер.
Был
рад, поделится своим мнением с Вами!
Станислав Пырх
Никополь. 29.апреля 2008 г.
|