Прежде чем говорить о возможности или невозможности обучения стилевому каратэ маленьких детей в возрасте до 7 лет, давайте попробуем разобраться, что представляет собой стилевое каратэ как объект изучения, что представляет собой ребенок как субъект обучения, и чем он отличается в этом плане от взрослого человека.
Каратэ является одной из японских систем самообороны. Основу технического арсенала каратэ составляют удары руками и ногами, но наряду с этим используется техника бросков (наге-ваза), болевого воздействия на суставы (кансетсу-ваза), ударов по жизненно важным точкам человеческого тела и др.
На протяжении веков формирования и практики каратэ трансформировалось в боевое искусство путем синтеза техники с философскими, этическими и эстетическими принципами, на которых базировалась японская культура.
Оставив в стороне философско-этические вопросы, поговорим о технике. Занятия каратэ, как правило, начинаются с обучения технике. Вся техника каратэ основывается на резкости движения и на концентрации энергии в нужный момент, придающей удару мощь. Движения должны быть энергоэкономными и оптимальными с точки зрения биодинамики. Чтобы выработать такой тип движений, необходимо не только понимание их механизма, но и ломка сложившихся к моменту начала обучения двигательных стереотипов.
Программа обучения каратэ состоит из трех обязательных разделов: кихон, ката и кумитэ.
Кихон – это выделенные из ката базовые атакующие и защитные движения и их комбинации на основе различной техники перемещения.
Ката – формализованные комплексы, исполнение которых в каратэ стандартизировано.
Кумитэ – упражнение с партнером, бой с противником.
Все три раздела изучаются параллельно. Перешагнуть ученический уровень в стилевом каратэ может человек, не только физически хорошо подготовленный (тренированный), но и имеющий развитый интеллект и определенные черты характера. Эффективным и достаточно быстрым процесс обучения каратэ может быть в том случае, если занимающийся способен не только к запоминанию, но также к анализу и самокоррекции.
Теперь давайте попробуем разобраться, что из программы стилевого каратэ могут усвоить маленькие дети. Отметим при этом некоторые особенности детского восприятия.
Обычные дети, не вундеркинды (а таких подавляющее большинство), и именно их мы учим каратэ, не способны к сложным логическим построениям. Их уровень мышления так и называется – дологический. Они воспринимают только конкретику. Если вы хотите, чтобы восприятие маленького ребенка было четким, т.е., чтобы он запоминал все детали, объем предлагаемой ему информации должен быть очень небольшим. Ребенок запоминает информацию образно, поэтому она должна быть представлена ему в удобном для этого виде. В каком именно, зависит от способа восприятия конкретного ребенка. Этот способ можно установить путем наблюдения или специальным тестированием для выявления модальности (способа восприятия и запоминания).
По способу восприятия и запоминания люди, в том числе и маленькие дети, у которых это особенно сильно выражено, делятся на так называемых визуалов (воспринимающих в основном зрительно, запоминающих зрительный образ), аудиалов (воспринимающих в основном со слов, запоминающих речевой образ) и кинестетиков (воспринимающих в основном через движение, с хорошо развитой “мышечной” памятью). Есть еще четвертая группа – дискретники, которые не относятся ни к одной из этих групп, но их мало, и в своей практике мы с ними не сталкивались.
Если занятия проводятся в группе, то в ней всегда будут находиться обладатели разных модальностей. Поэтому на занятиях каратэ нужно не только показывать, но и описывать словами каждое движение. При этом нужно использовать понятный ребенку образ. Если кто-то из детей все равно ничего не понимает и делает все неправильно, значит, перед вами, скорее всего, кинестетик. Нужно подойти к нему, правильно поставить ему ноги и сделать его руками или ногами требуемое движение, дать ему почувствовать, как работают мышцы. Обязательно надо показать и дать возможность ощутить, для чего это движение нужно. Если движение хорошо прочувствовано, кинестетик запомнит его очень прочно, даже лучше, чем визуал или аудиал, не смотря на то, что “доходит” до него медленнее.
Различие модальностей – одна из причин, по которой с детьми можно заниматься каратэ продуктивно только в маленьких группах – не более 10 человек на одного инструктора. Почти каждый ребенок требует персонального внимания и индивидуального подхода.
Намного легче обучать взрослого человека, у которого сформирован понятийный аппарат, развита логика и способность структурировать материал, который умеет управлять своим вниманием (да, кстати, маленькие дети не умеют и этого, и их вниманием приходится управлять за них), у которого есть мотивация к обучению (у детей мотивация бывает редко, в лучшем случае она есть у родителей, а ребенку просто вдруг “захотелось”, и через час “расхотелось”) и волевой контроль (у детей его в помине нет, есть только настроение, которое обучающему приходится создавать). К тому же взрослый сам знает, что ему надо сделать, чтобы запомнить информацию – он уже интуитивно выработал технику запоминания соответствующую особенностям его восприятия. Поэтому взрослому можно предлагать достаточно большой по объему материал для усвоения. По этой же причине занятия со взрослыми могут продолжаться около двух часов, а с малышами - обычно не больше часа. Большая часть занятий должна проходить в виде игр, информационную нагрузку надо увеличивать постепенно.
Ребенок воспринимает информацию целостно. Например, совсем маленький ребенок может не понять адресованных ему слов, но общий смысл обращения он скорее всего поймет. Дело в том, что основная часть информации идет невербально, т.е. помимо слов. Взрослый, благодаря своему опыту словесного общения, начинает в первую очередь осмысливать сами слова. А малыш в первую очередь воспринимает интонацию, мимику, телодвижения, позу (так называемый “иероглиф тела”), тембр голоса и т.д. и сразу поймет то, что до взрослого дойдет некоторое время спустя. Например, - “этот дядя притворяется сердитым, а на самом деле – добрый” или “тетя хочет казаться доброй, а на самом деле – плохая”. Не потому, что ребенок такой умный, а взрослые – дураки, а потому, что анализировать другой слой информации он пока как следует не способен. Специально обученный взрослый тоже может анализировать невербальную часть информации, но, в отличие от ребенка, осмысленно управляя этим процессом.
Из этого можно сделать следующие выводы:
Первое: если инструктор приходит на занятие в детскую группу в плохом настроении или плохо себя чувствует, не может сосредоточиться, испытывает негативные эмоции, дети мгновенно это почувствуют, и управлять группой станет невозможно. Поэтому самоконтроль инструктора, который ведет занятия с маленькими детьми, должен быть идеальным.
Второе: маленьких детей, у которых еще не развит в достаточной мере речевой аппарат – т.е. до 4-летнего возраста – можно, конечно, учить несложным вещам, в том числе и готовить к занятиям каратэ. Но такая подготовка может проводиться только индивидуально.
Широко используется и другой способ: постепенное осмысление в процессе выполнения, как результат многократных повторений. Другими словами – “делай до тех пор, пока не поймешь”. Но в любом случае, для того, чтобы учиться каратэ, понимание необходимо, будет ли оно отправным моментом или появиться как следствие.
Чтобы у ребенка “пошел” процесс обучения более-менее сложным действиям, необходимо наличие у него:
- контроля внимания (его надо воспитывать);
- контроля своих действий и согласованности их с действиями инструктора;
- понятийного аппарата (его нужно сформировать, и для этого ребенку необходим опыт);
- логического мышления (большие полушария головного мозга должны пройти процесс формирования, кроме того, ребенку нужно помочь научиться мыслить, а не использовать готовые шаблоны, что проще);
- волевого контроля, или управления намерением (достигается воспитанием и самовоспитанием).
Без этого обучение сложным предметам невозможно. Целостность восприятия и яркость впечатлений – это замечательно. Но без понимания взаимосвязей, без умения дифференцировать и интегрировать – иными словами, разбивать на составляющие и составлять из частей целое, без умения сосредотачиваться ничего в голове не уложится. Поэтому обучаемость у ребенка приходиться формировать. Из-за особенностей детского восприятия и мышления обучение детей – процесс намного более трудоемкий и длительный, чем обучение взрослых.
Каратэ называют искусством. Можно, конечно, назвать искусством рисунки 5-летнего ребенка, но даже если он талантлив, вы не поставите их в один ряд, скажем, с “Девятым валом” Айвазовского. Скорее, их можно назвать упражнениями в рисовании. Точно также и мы занимаемся с детьми не каратэ как таковым, а подводящими и формирующими упражнениями, в том числе базовой техникой.. потому что базовая техника в каратэ по сути тоже является формирующими упражнениями. Никто из высококвалифицированных специалистов каратэ не дерется базовой техникой – для этого нужны другие траектории, скорости и ритм.
Каратэ можно в некотором роде считать наукой. Наукой, которую человек приспосабливает не только к своему уму, но и к своему телу. И сам при этом приспосабливается к ней: учит свое тело работать по науке.
Любой инструктор стилевого каратэ знает, что техника ни в позднем, ни в раннем возрасте не достигается “естественностью движения”. Естественные движения для ребенка, как и для любого человека – те, которые он привык совершать в своей повседневной жизни, предшествовавшей занятиям каратэ. То есть движения с привычной для него координацией. А привычная координация у многих малышей такая, что они и ложку до рта не могут донести, не расплескав.
Есть, конечно, дети ловкие от природы – к сожалению, их меньшинство, - но координация движений каратэ для детей совершенно непривычна, хотя она и оптимальна с точки зрения биодинамики. Например, прямой удар рукой является продуктом тренировки, а не естественным движением. Технику такого удара приходится нарабатывать, используя специальные подводящие упражнения. Точно так же приходится “ставить” технику стоек, перемещений, ударов ногами, бликирующих движений и т.д. это тяжелый труд и для ребенка, и для инструктора. Зато когда координация каратэ становится привычной, движения и выглядят, и ощущаются более естественными, чем у человека нетренированного. Это относится к любому виду специализированной деятельности. Вот и получается, что естественность – это продукт тренированности. А спонтанность – результат естественности.
Занятиям каратэ очень мешает шаблонность. С детьми в этом плане возникает больше проблем, чем со взрослыми. Нам могут возразить: как же так? Ведь взрослый всегда обладает большим количеством шаблонов, он за свою жизнь их накопил столько, что ребенку и не снилось. И тем не менее это так. Потому что взрослый может осознать свои шаблоны и осознанно заменить их или трансформировать, а ребенок на это не способен. За него все приходится делать инструктору, приходится использовать множество специальных упражнений для формирования для формирования новых типов движения. При этом неправильные шаблоны “пристают” к ребенку моментально, а если есть шаблон – движение перестает быть осознанным и не поддается контролю отучение ребенка от уже ставшего привычным для него неправильного выполнения – занятие очень трудоемкое. Поэтому все базовые движения разучиваются с детьми по разделениям, с промежуточными фазами и контролем на каждом участке траектории. С помощью специальных упражнений синхронизируется работа всех частей тела.
Для малышей особенно сложным всегда бывает волевой контроль за движениями периферийных частей тела – кистей рук и ступней ног. У большинства детей руки от запястий до кончиков пальцев и ноги ниже голени существуют как бы сами по себе, детей нужно научить чувствовать эти мышцы и произвольно управлять ими. Если инструктор не уделяет этому внимания, большинство базовых техник будут выполняться детьми неправильно.
Инструктор должен понимать и научить этому детей, что есть схема выполнения движений, а есть конкретные варианты, зависящие от ситуаций. Иначе в дальнейшем у ребенка возникнут проблемы с вариативным применением техники и с восприятием различных модификаций, отличающихся от базового варианта.
Такой же подход должен вырабатываться у детей и по отношению к ката (специализированным формализованным упражнениям), которые ни в коем случае нельзя считать шаблоном. Скорее, их можно сравнить с иероглифами.
Иероглиф – это символ, заключающий в себе несколько смысловых слоев. Точно так же множество смысловых слоев – способов трактовки и применения – имеет каждая ката. Не прозанимавшись каратэ n-ное количество лети не приспособив эту и все предыдущие ката к своему телу и разуму, невозможно научиться исполнять ее правильно, т.е. осмысленно и технически грамотно. За осмысленным и технически грамотным исполнением ката стоит понимание, что ката в каратэ – это не анахронизм, а метод обучения биодинамическим принципам каратэ, пластике и ритму.
Подведем итог.
Несмотря на то, что каратэ никак нельзя отнести к простым вещам, заниматься с маленькими детьми стилевым каратэ можно, нужно и полезно.
Во-первых, действуя аккуратно, можно значительно развить и усовершенствовать природные данные ребенка – например, гибкость, подвижность суставов.
Во-вторых, можно исправить недостатки его координации и скорректировать дефекты развития его опорно-двигательного аппарата, для этого существуют специальные упражнения.
Таким образом, можно избавить ребенка от физических недостатков, которые наложили бы ограничения на его технику. В более позднем возрасте такого рода недостатки приходится компенсировать, используя более доступную технику из арсенала каратэ.
Можно также освоить с ребенком базовую технику и выучить простейшие ученические ката. На это потребуется 3-4 года (взрослому – 1 год), но это создаст предпосылки для быстрого прогресса в дальнейшем. Для ребенка, который занимается достаточно долго (несколько лет), координация каратэ становится привычной, т.е. естественной; кроме того, вырабатывается очень важный навык – быстрого и осмысленного усвоения новой координации.
Ребенок учится правильно дышать, что тоже очень важно для каратэ, а так же быстро переходить от напряжения мышц к их расслаблению, и наоборот. Дети обычно более расслаблены, чем взрослые, поэтому если техника у них хорошо поставлена, скорость движений у них выше, чем у взрослых. Для обучения Шотокан каратэ, где вся техника построена на скорости, координации и концентрации в нужный момент, это целесообразно использовать.
Кроме того, занятия стилевым каратэ под руководством квалифицированного инструктора стимулируют у детей умственное развитие – учат сосредотачивать внимание, развивают память, учат ребенка использовать особенности и компенсировать недостатки свойственной ему системы репрезентации (способа восприятия информации), уводят от стереотипного мышления, развивают как логическое, так и образное мышление и т.д.
Занятия стилевым каратэ влияют на формирование характера ребенка – он становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Ребенок поймет, что уважения окружающих можно добиться только трудом и адекватным поведением. Замечено, что в детской группе наибольший авторитет имеют не те дети, всевозможными способами пытаются привлечь к себе внимание – таких как раз не принимают всерьез, - а самые старательные и при этом спокойные, у которых самая хорошая техника.
Мы постоянно повторяем слова “стилевое каратэ”. Все вышесказанное не относится к так называемому “просто” каратэ, “внестилевому” каратэ-до, контактному каратэ, русскому каратэ и т.д. Можно понимать каратэ по-разному и давать ему разные определения, но основные принципы каратэ должны соблюдаться, иначе это будет не каратэ.
Если ребенок занимается регулярно и достаточное время, результат всегда есть, независимо от исходных данных. Качественные изменения обычно проявляются после года занятий. Устойчивых результатов можно добиться за 2,5-3 года.
Под результатами мы подразумеваем в первую очередь – значительное повышение обучаемости (что обусловлено отходом от привычных стереотипов восприятия, мышления и движения, развитию контроля внимания), затем – владение базовой техникой, повышение психической устойчивости, коррекция поведения. Большинству детей, чтобы результат был выраженным, требуются дополнительные индивидуальные занятия, хорошо, если инструктор имеет возможность их проводить.
По поводу целесообразности занятий единоборствами в раннем возрасте можно добавить следующее. В первую очередь надо определиться родителям – чего они хотят для своего ребенка. Если они хотят, чтобы он вырос здоровым, сообразительным, стал пластичнее, научился саморегуляции и упражнениям, которыми он сможет заниматься для поддержания здоровья и хорошей формы всю жизнь, стал более спокойным и уверенным в себе, тогда ребенка нужно отдать в стилевое каратэ к хорошему инструктору (а не чемпиону).
От занятия боксом у ребенка здоровья и сообразительности, сами понимаете, не прибавится (у меня, например, есть информация, что около 80% мастеров спорта по боксу состоят на учете в психиатрических диспансерах), да и никто не возьмет ребенка в бокс с 5 лет. Вообще в спорт детей обычно берут с 14-15 лет, причем не всех, а только “перспективных”. Методика подготовки спортсмена построена на развитии природных качеств, а не воспитании нужных.
Нам кажется, целесообразнее учить ребенка тому, чем он сможет заниматься всю жизнь. Стилевым каратэ не заканчивают заниматься по причине “возрастной непригодности”. Если занимающийся перестал участвовать в соревнованиях, это не значит, что он перестал совершенствоваться в технике. Вообще между прогрессом в каратэ и участием в соревнованиях нет прямой зависимости. Огромную пользу и удовольствие от занятий каратэ можно получать в любом возрасте, при этом занятия каратэ не мешают, а способствуют умственной деятельности. Все известные мастера каратэ прожили долгую жизнь – по их убеждению, благодаря занятиям каратэ – и практиковали каратэ всю жизнь. Современные крупные мастера, такие как Каназава, Асаи, Эноеда, Казе, Кеннет Фунакоши и другие, в этом плане от них не отличаются. А вот не все бывшие спортсмены (все спортсмены неизбежно в конце концов становятся бывшими) могут похвастаться хорошим самочувствием.