Перечень ката и их общая характеристика
В современном Шотокане основными считается 26 ката :
- Хейан Шодан
- Хейан Нидан
- Хейан Сандан
- Хейан Йондан
- Хейан Годан
- Текки Шодан
- Текки Нидан
- Текки Сандан
- Бассай Дай
- Бассай Шо
- Канку Дай
- Канку Шо
- Годзюшихо Дай
- Годзюшихо Шо
- Эмпи
- Дзион
- Дзиин
- Хангетсу
- Ганкаку
- Джитте
- Чинте
- Сочин
- Унсу
- Мейкйо
- Ванкан
- Нидзюшихо
|
- Heian Shodan
- Heian Nidan
- Heian Sandan
- Heian Yodan
- Heian Godan
- Tekki Shodan
- Tekki Nidan
- Tekki Sandan
- Bassai Dai
- Bassai Sho
- Kanku Dai
- Kanku Sho
- Gojushiho Dai
- Gojushiho Sho
- Empi
- Jion
- Jiin
- Hangetsu
- Gankaku
- Jitte
- Chinte
- Sochin
- Unsu
- Meikyo
- Wankan
- Nijushiho
|
|
В наши дни очень не многие понимают смысл Ката. Занимающиеся традиционным Каратэ-до часто недоумевают, для чего им Ката? Они кажутся многим непригодными для практического применения. Результатом такого невежества является очень поверхностная подготовка в боевых искусствах. В соревнованиях некоторых видов единоборств их учасники исполняют собственные Ката. Они пытаются создать Ката более "захватывающие", более "интересные", чем классические, добавляя в них гимнастические движения, удары ногами в прыжках и красивое снаряжение.Они даже иногда выполняют ката под классическую музыку. Распространение указаного явления может лишь означать отказ от знаний, которые многие поколения людей сохранили для нас в форме Ката.
В годы юности Мастера Фунакоши практика Каратэ содержала изучение более сотни различных Ката. В результате многих лет исследований и изучения этих упражнений, Фунакоши уменьшил количество их до пятнадцати традиционных Ката. Эти Ката включают такие известные, как Bassai и Kanku вместе с пятью начальными Heian-Ката и формруют центральное ядро обучения Шотокан.
Мастер Фунакоши настаивал на том, что из большого разнообразия Ката нужно брать их ограниченное число и тщательно обработать. Такой подход в мышлении может быть признан основным для Шотокан. Фунакоши часто говорил : "Если ты полностью освоил один прием, то откроешь для себя его взаимосвязь с другими. Ты должен понять, что все Ката могут быть сведены к нескольким - базовым. И если ты научился мастерски выполнять одну из них, то вскоре сможешь понять и другие." Также мастер утверждал, что в Шотокане существует 2 типа ката: быстрые и лёгкие(Шорин) и медленные и тяжолые (Шорей). Думаю что каждый освоив ту или иную ката сможет сам отнести ее к определёному типу.
JION
Существует мнение, что это Ката индийского происхождения, потому чтослово jion - это буддийский термин, который упоминается в древних китайских книгах. Кроме того, происхождение может быть в храме Дзион, где практиковались боевые искусства, впоследствии оно достигло ТОМАРИ. Движения этого Ката скрывают сильный боевой дух. Фактически это Ката практикуется только в стилях Шотокай и Вадо-Рю. Выполнять его очень тяжело; совершенное владение HEIAN KATA поможет в его изучении и совершенствовании.
Типичное ката в Шотокане выполняется в следующих основных стойках: kiba-dachi, zenkutsu-dachi, kokutsu-dachi, последнее движение выполняется с использованием силы противника; выполняющий одновременно захватывает запястье и контратакует в рёбра.Это ката является обязательным во Всеяпонской Федерации Каратэ-До.
JITTE
Ещё одно Ката из ТОМАРИ. Это Ката среднего уровня, состоящее из 27 движений, в Шотокане практикуется для защиты от БО (палки, шеста), включает в себя интересные способы выкручивания запястий.Название jitte (10 рук) означает, что овладев им, можно встретиться лицом к лицу с десятью противниками.
Это Ката включает много мощных технических приёмов и GYAKE-WAZ из ОКИНАВЫ от БО. Приёмы выполняются открытой ладонью, блок в стойке kosa-dachi и без keri (удар ногой). Среди мастеров существуют различные интерпретации.
HANGETSU
Мастер Фунакоши в своей книге "Рюкю Каратэ Кемпо" назвал это ката, происходящим из НАХАТЭ, SEISHAN (41 движение),. выполняемое под 32 счёта.
ХАНГЕЦУ - ПОЛУМЕСЯЦ - так называется это Ката в современном Шотокане из-за круговых движений ног; основные характерные черты - это mikazuki-geri и специальный вид дыхания. Для развития мощности и контроля дыхания в этой стойке, необходимы упорная и стабильная практика. Расстояние между стопами должно быть чуть меньше, чем две ширины плеч, носки развёрнуты вовнутрь под углом 45 градусов, а пятки - наружу, также под кглом 45 градусов. Развёрнутые вовнутрь колени и напряженнный пресс дают возможность использовать эту стойку против kinteki (удар ногой в нижний уровень).
TEKKI
Фунакоши заменил название NAIHANCHI на TEKKI. TEKKI - железный всадник - самое распространённое Ката из основных в Сюри-Тэ, включая HEIAN. Известно, что TEKKI-SHODAN практиковалось в Сюри-Тэ с давних времён, однако имя её создателя не известно.
Существует много теорий для доказательства горизонтальных линий в бою. Согласно китайским боевым искусствам это означает борьбу в лодке или стоя спиной к стене, не имея возможности отступать.
TEKKI NIDAN и SANDAN были созданы Мастером Итосу на основе школ Сюри-Тэ. Он использовал TEKKI SHODAN в качестве образца. На первый взгляд технические прёмы кажутся лёгкими. Однако в TEKKI NIDAN и SANDAN они особенно трудны. Поэтому изучение этих Ката начинают на ступени 2-го Дана.
Сэнсей Итосу создал эти Ката для тренировок в спортивном зале. Фунакоши отмечает, что для того, чтобы избежать опасных практических приёмов, оно выполняется в naihanchi-dachi (ступни развёрнуты наружу), в то время как при концентрации силы ног, ступни должны быть развёрнуты внутрь. В TEKKI SANDAN - это стойка hachi-ji-dachi. В настоящее время эти Ката выполняются в kiba-dachi.
BASSAI
BASSAI - "взятие башни". BASSAI в каждом стиле различен Он есть у таких мастеров, как Итосу, Мацумура. Томари, Оядомари и Ишимине. Несмотря на то, что первоначальный вариант принадлежит Оядомари, BASSAI-SHO создал Мастер Итосу, "Несокрушимый кулак Сюри-Тэ".
Основные особенности - это сочетание блоков и контратак, направленных в суставы, против шеста, и важность центра тяжести в KOKUTSU-DACHI и NEKOASHI-DACHI для блокировки шеста открытой ладонью в то время, когда противник, поворачиваясь для встречи следующей атаки, находится в неустойчивом положении.
DAI и SHO принадлежат только стилю Итосу. В настоящее время SHO практикуется редко (Мастер Каназава рекомендует изучать BASSAI-SHO для отработки равновесия). |